Под франчайзингом понимается вид определенных экономических отношений, возникающий между субъектами рынка при передаче одной стороной права на ведение определенного вида бизнеса при определенной оплате.
При существующей модели ведения бизнеса в форме лицензирования одна сторона передает право субъекту рынка осуществлять деятельность от своего имени с использованием и применением существующего товарного знака или бренда, маркетинговые системы продаж, рекламу, особенности ведения бизнеса с уклоном на процессы снабжения, развития и поддержки бизнеса.
В широком смысле франчайзинг выступает своеобразной формой арендных отношений, а объектом аренды выступает коммерческое обозначение или товарный знак. Регулирование отношений между субъектами в вопросах франчайзинга осуществляется на основании заключенного договора, в котором закрепляются основные положения использования товарного знака с урегулированием величины оплаты.
В большинстве случаев оплата франчайзинга выступает в фиксированной стоимости и носит разовый характер выплат. В ряде случаев оплата может носить фиксированный размер в форме процентов от продаж или получаемой прибыли. В договоре особое внимание уделяется условиям использования логотипа, товарного бренда или знака.
Преимуществом применения франчайзинга выступает возможность использовать существующие бизнес концепции, которые позволяют получить максимальную величину прибыли при минимальных уровнях риска. В этом случае новые компании могут избежать множества ошибок и в кратчайшие сроки добиться требуемых масштабов ведения деятельности.
Во всех экономических системах франчайзинг представляет собой определенную гарантию надежности создаваемого бизнеса, что открывает множество возможностей для получения и привлечения дополнительных заемных средств в кредитных учреждениях. По имеющимся статистическим данным, среди вновь образованных фирм и компаний около 87 процентов в первый год подвергаются банкротству или прекращают свою деятельность в связи с неэффективностью проводимой деятельности. При использовании франчайзинга в момент образования фирмы этот показатель составляет лишь 10 – 12 процентов.
За последние тридцать лет во всем мире франчайзинг пользуется популярностью. В США компании с ведением бизнеса на основе франчайзинга формируют 40 процентов розничного товарооборота. В Европейских странах данных показатель немного ниже и составляет только 20-30 процентов.
Обзоры и публикации
Недавнее вступление России в ВТО вызвало массу вопросов: принесет ли членство в этой организации реальные дивиденты стране? Не приведет ли оно к ухудшению
экономического положения в ряде отраслей? Поговорим об этой проблеме подробнее... Читать полностью >>
Термин оффшор прочно вошел в наш экономический лексикон. Что же представляет собой на практике регистрация компании в оффшорной зоне? Есть ли какие-либо
ограничения для владельцев подобных компаний? Рассмотрим эту тему в нашем обзоре... Читать полностью >>
Многие слышали про ПИФы - паевые инвестиционные фонды, но немногие представляют себе механизм их деятельности на финансовом рынке. Как осуществляется
управление ПИФами? На какую доходность можно рассчитывать инвестору? Разберем эти и другие вопросы... Читать полностью >>
Венчурные инвестиции – занятие в высшей степени рискованное, но тем не менее в последние годы к этому вопросу приковано повышенное внимание. Чем же так
привлекательно вложение в рискованные ценные бумаги или предприятия? Постараемся ответить на этот вопрос... Читать полностью >>
Термин хеджирование не так часто, как другие, встречается в экономической литературе, однако знание основных моментов, связанных с хеджированием, необходимо и
рядовому участнику товарной биржи или фьючерсного рынка, и крупному инвестору. Рассмотрим подробнее эту тему... Читать полностью >>